Моя история



 «Расскажи – и я забуду,  
покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму»
Китайская пословица.
С самого рождения человек вовлекается в экспериментальную деятельность. Стоит только малышу издать крик, мама тут как тут. Дальше он начинает экспериментировать с частотой и продолжительностью  крика. На разный по звучанию крик, мама реагирует по – разному. Дальше начинаются эксперименты в умении держать голову, поворачиваться на бок, на спину, потом серия экспериментов « сесть – встать», самые  ответственные – ходить, говорить, мыслить. Так проходит наша жизнь.
Моя мама преподаватель химии и биологии. Будучи маленькой, я очень часто проводила время в школе. Мне нравилось, как она объясняла материал занятия, как ребята под её чутким руководством проводили эксперименты. Наверное, это было началом заложения фундамента моей профессии. Самый необычный эксперимент в моей жизни начался с поступления в педагогический университет (ЧГПУ). Я выбрала специальность учитель химии, биологии. Вот тут то и началось: студенческая жизнь, конкурсы, олимпиады, научные конференции, весна студенческая, а главное ХИМИЯ – сплошные опыты, эксперименты и доказательства своего мнения и отстаивание  своей точки зрения. На четвертом и пятом курсах ожидала практика в школе. Со школьниками кроме основных занятий прошли элективный курс по химии окружающей среды. В него входили нестандартные опыты и эксперименты по химии. С ребятами химичили, так химичили!!!
По окончании учебы моими учениками стали взрослые люди. С ними мы экспериментировали, но почти у всех их был готов ответ на вопрос. Они проводили опыты без особого интереса, делая все механически.
Наступил момент, когда дорожка моей судьбы привела меня и дочку Варю к крыльцу детского сада. Вот эксперимент, так эксперимент!!! Сразу же я стала воспитателем подготовительной к школе группы. Мне было сложно. Как удержать внимание детей? Что с ним делать? Что такое придумать, чтобы им было интересно со мной? Данные вопросы мучили меня каждый день. В решении этих вопросов помогала мне Варя. Сначала все эксперименты мы проводили с ней дома. «Устами младенца глаголет истина» - я прислушивалась к мнениям, суждениям Варюши, делала соответствующие выводы и воплощала задуманное в реальность. Как–то мы с детьми разбирали свойства металлических предметов. Я принесла из университета настоящее химическое оборудование: спиртовку, металлический штатив, держатель, спирали медной проволоки. Я показала ребятам демонстрационный опыт «Металлические предметы при нагревании раскаляются». На глазах детей медная проволока в пламени спиртовки накалялась до красна. Какая у ребят была ошеломительная реакция на этот опыт! Сколь было восторга! Бурное обсуждение данного процесса, натолкнуло меня на мысль о создании настоящего экспериментального уголка в группе,  где бы  с детьми мы проводили интересные опыты по изучению окружающего мира. Уголок создавался с нуля. Благодаря нашими с родителями усилиями, мы создали экспериментальный уголок в группе. Были созданы коллекции: песка, минералов и горных пород, бумаги, ткани, глины. Разработаны схемы экспериментов. Была создана подборка иллюстраций «Вода в природе» и «Вода в природных явлениях». Оформлена картотека домашних опытов и картотеки опытов для подготовительной и 2-й младшей групп.
С ребятами изучали свойства воды, снега, песка, бумаги, магнита и т.д., рвали, мяли, склеивали, переливали жидкости из одного сосуда в другие по форме сосуды, пробовали (безопасные) вещества на вкус, нюхали… Данный список можно перечислять бесконечно.
Я видела, как при каждом эксперименте у ребят загорались глаза, жажда познать неизведанное управляла ими. Каждый раз, когда были эксперименты они радостно кричали: «Ура! Экспериментировать будем!!!» Эти восторженные возгласы придавали мне уверенность в том, что детям это очень нравиться и интересно, познавательно для них. Знаете, как удивительно было за ними наблюдать: как проводят ребята эксперимент, какие гипотезы выдвигают, каким образом приходят к выводу. Особенно мне нравилось ставить их в тупик. Например, все знают, что вода бесцветная, не имеет вкуса и запаха. Я просила доказать, что это именно так, а не иначе. Ребята знали, что они правы, но не могли доказать это на опыте. В этом случае наступало время экспериментирования. Вдыхали аромат лимона и душистого яблока, говорили, что они ароматные. После нюхали воду и говорили, что она ничем не пахнет. Пробовали на вкус сладкий чай, сок, а потом воду и делали соответствующие выводы. Так пролетали наши минуты, часы, дни, недели, месяца в экспериментальной деятельности. Дети научились мыслить логически, доказывать свою точку зрения, делать умозаключения. Ребята ушли в школу, я надеюсь, эксперименты стали фундаментом их дальнейшего жизненного пути.
В этом учебном году (2013- 2014г) я работаю с детьми 3-4 лет. Какие они забавные, какие они «почемучки»! С ними мы тоже начали  экспериментировать. Играя в песочнице, изучали свойства песка и глины. Собирая разные камни, говорили о их красоте, прочности и применении. Изучали свойства бумаги. Малыши трогали, гладили, щупали, рвали разную по текстуре бумагу и делились своими ощущениями и умозаключениями.
С ребятами 2-й младшей группы реализовали проект «Тайнам нет конца (соль- друг, соль – враг)». На протяжении недели мы с ними провели ряд опытов с солью, сахаром, красили соль и делали объемные аппликации, смотрели театрализованное представление о том «Как соль лесных зверей лечила». С родителями ребята делали книжки – самоделки о пользе соли, сочиняли сказки о соли, заучивали пословицы, поговорки и загадки о соли.
Наш экспериментальный путь с ними только начался. В их глазах загорелся маленький огонек любопытства, любознательности. Моя главная задача состоит в том, чтобы этот огонек не погас, а вырос в пожар жажды знаний, в умение анализировать, делать соответствующие выводы, в умение выдвигать свою точку зрения и уметь её отстоять. Я прилагаю все свои знания, умения, все свое терпение. Если хоть один из моих детей, будучи взрослым вспомнит про наши эксперименты, вспомнит чему я их учила, значит ВЕЛИКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ по обучению детей прошел УДАЧНО!

Комментариев нет:

Отправить комментарий