«Расскажи – и я забуду,
покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму»
Китайская пословица.
С самого рождения человек вовлекается в
экспериментальную деятельность. Стоит только малышу издать крик, мама тут как
тут. Дальше он начинает экспериментировать с частотой и продолжительностью крика. На разный по звучанию крик, мама
реагирует по – разному. Дальше начинаются эксперименты в умении держать голову,
поворачиваться на бок, на спину, потом серия экспериментов « сесть – встать»,
самые ответственные – ходить, говорить,
мыслить. Так проходит наша жизнь.
Моя мама преподаватель химии и биологии. Будучи
маленькой, я очень часто проводила время в школе. Мне нравилось, как она
объясняла материал занятия, как ребята под её чутким руководством проводили
эксперименты. Наверное, это было началом заложения фундамента моей профессии. Самый
необычный эксперимент в моей жизни начался с поступления в педагогический
университет (ЧГПУ). Я выбрала специальность учитель химии, биологии. Вот тут то
и началось: студенческая жизнь, конкурсы, олимпиады, научные конференции, весна
студенческая, а главное ХИМИЯ – сплошные опыты, эксперименты и доказательства
своего мнения и отстаивание своей точки
зрения. На четвертом и пятом курсах ожидала практика в школе. Со школьниками
кроме основных занятий прошли элективный курс по химии окружающей среды. В него
входили нестандартные опыты и эксперименты по химии. С ребятами химичили, так
химичили!!!
По окончании учебы моими учениками стали взрослые
люди. С ними мы экспериментировали, но почти у всех их был готов ответ на
вопрос. Они проводили опыты без особого интереса, делая все механически.
Наступил момент, когда дорожка моей судьбы привела
меня и дочку Варю к крыльцу детского сада. Вот эксперимент, так эксперимент!!!
Сразу же я стала воспитателем подготовительной к школе группы. Мне было сложно.
Как удержать внимание детей? Что с ним делать? Что такое придумать, чтобы им
было интересно со мной? Данные вопросы мучили меня каждый день. В решении этих
вопросов помогала мне Варя. Сначала все эксперименты мы проводили с ней дома.
«Устами младенца глаголет истина» - я прислушивалась к мнениям, суждениям
Варюши, делала соответствующие выводы и воплощала задуманное в реальность. Как–то
мы с детьми разбирали свойства металлических предметов. Я принесла из
университета настоящее химическое оборудование: спиртовку, металлический
штатив, держатель, спирали медной проволоки. Я показала ребятам
демонстрационный опыт «Металлические предметы при нагревании раскаляются». На
глазах детей медная проволока в пламени спиртовки накалялась до красна. Какая у
ребят была ошеломительная реакция на этот опыт! Сколь было восторга! Бурное
обсуждение данного процесса, натолкнуло меня на мысль о создании настоящего
экспериментального уголка в группе, где
бы с детьми мы проводили интересные
опыты по изучению окружающего мира. Уголок создавался с нуля. Благодаря нашими
с родителями усилиями, мы создали экспериментальный уголок в группе. Были
созданы коллекции: песка, минералов и горных пород, бумаги, ткани, глины.
Разработаны схемы экспериментов. Была создана подборка иллюстраций «Вода в
природе» и «Вода в природных явлениях». Оформлена картотека домашних опытов и картотеки
опытов для подготовительной и 2-й младшей групп.
С ребятами изучали свойства воды, снега, песка,
бумаги, магнита и т.д., рвали, мяли, склеивали, переливали жидкости из одного
сосуда в другие по форме сосуды, пробовали (безопасные) вещества на вкус,
нюхали… Данный список можно перечислять бесконечно.
Я видела, как при каждом эксперименте у ребят
загорались глаза, жажда познать неизведанное управляла ими. Каждый раз, когда
были эксперименты они радостно кричали: «Ура! Экспериментировать будем!!!» Эти
восторженные возгласы придавали мне уверенность в том, что детям это очень нравиться
и интересно, познавательно для них. Знаете, как удивительно было за ними
наблюдать: как проводят ребята эксперимент, какие гипотезы выдвигают, каким
образом приходят к выводу. Особенно мне нравилось ставить их в тупик. Например,
все знают, что вода бесцветная, не имеет вкуса и запаха. Я просила доказать,
что это именно так, а не иначе. Ребята знали, что они правы, но не могли
доказать это на опыте. В этом случае наступало время экспериментирования. Вдыхали
аромат лимона и душистого яблока, говорили, что они ароматные. После нюхали
воду и говорили, что она ничем не пахнет. Пробовали на вкус сладкий чай, сок, а
потом воду и делали соответствующие выводы. Так пролетали наши минуты, часы,
дни, недели, месяца в экспериментальной деятельности. Дети научились мыслить
логически, доказывать свою точку зрения, делать умозаключения. Ребята ушли в
школу, я надеюсь, эксперименты стали фундаментом их дальнейшего жизненного
пути.
В этом учебном году (2013- 2014г) я работаю с детьми
3-4 лет. Какие они забавные, какие они «почемучки»! С ними мы тоже начали экспериментировать. Играя в песочнице, изучали
свойства песка и глины. Собирая разные камни, говорили о их красоте, прочности
и применении. Изучали свойства бумаги. Малыши трогали, гладили, щупали, рвали
разную по текстуре бумагу и делились своими ощущениями и умозаключениями.
С ребятами 2-й младшей группы реализовали проект
«Тайнам нет конца (соль- друг, соль – враг)». На протяжении недели мы с ними
провели ряд опытов с солью, сахаром, красили соль и делали объемные аппликации,
смотрели театрализованное представление о том «Как соль лесных зверей лечила».
С родителями ребята делали книжки – самоделки о пользе соли, сочиняли сказки о
соли, заучивали пословицы, поговорки и загадки о соли.
Наш экспериментальный путь с ними только начался. В их
глазах загорелся маленький огонек любопытства, любознательности. Моя главная
задача состоит в том, чтобы этот огонек не погас, а вырос в пожар жажды знаний,
в умение анализировать, делать соответствующие выводы, в умение выдвигать свою
точку зрения и уметь её отстоять. Я прилагаю все свои знания, умения, все свое
терпение. Если хоть один из моих детей, будучи взрослым вспомнит про наши
эксперименты, вспомнит чему я их учила, значит ВЕЛИКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ по обучению
детей прошел УДАЧНО!
Комментариев нет:
Отправить комментарий